Четверг, 25.04.2024, 23:44Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Роль, место , возможности музейной педагогики в системе современного образования

      В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

      Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Я считаю , что достойным местом хранения, использования, популяризации,  изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей.

  В современном понимании музей - это:

1.Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;

2.Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;

3.Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий, и т.д.

       Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся". Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров. Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования.

     Задачами школьного музея являются:

1.Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

2.Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

3.Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс

      В нашей  школе на основании собранного материала по истории села, города, школы создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы участвовали в районных и областных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: "Легенды и предания нашего края", "Традиции и обычаи жителей бывшего села Азовка", "Бобровый заказник", "Тайна старой пряхи"...Особенно эффективны технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения, метод «живой истории». Для младших классов используются игровые методики «погружения в прошлое»: ребенку важно просто подержать в руках треугольник солдатского письма, гильзу от патрона, простреленную каску – даже если это не подлинник, а копия, – чтобы почувствовать их ценность.

     Многое могут школьные музеи, активно привлекая детей к собирательской, исследовательской работе, к проведению экскурсий

В поисковую работу школы включены все учащиеся школы.

    Самыми ценными экспонатами являются:

-Журнал протоколов пионерской организации

-Знамена пионерской дружины, комсомольской организации

-Воинские билеты земляков, участников Великой Отечественной войны

-Прялка конца 19в.

-Русская печь , сложенная по всем законам кладки , умельцем бывшего села Азовка.

 Используются методы поисково-исследовательской деятельности:

сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);

переписка с людьми;

встречи с интересными людьми;

получение даров из семейных коллекций;

экспедиции.

      Благодаря поиску экспозиции постоянно обновляются. Ребята видят результаты своего поиска.

      Материалы музея можно использовать и в урочной деятельности. Уроки истории, природоведения, краеведения, биологии. Либо гербарий растений родного края, либо материалы экспозиции «История школы», «Истории села», « Наши земляки- защитники Отечества».

     Задачами педагога, осуществляющего деятельность в  рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных  процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения  развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

      Школа меняется. Перемены в российской жизни привели к новой образовательной концепции и новой системе оценки знаний выпускников. В связи с ЕГЭ заниматься внешкольным образованием учителю часто становится некогда, он привязан к школьной программе.

      Итак, наша основная цель – сформировать у ребенка потребность в общении с музеями и музейными предметами и после окончания школы. Отвечая на вопрос: «Какой я?», ребенок будет стремиться к гармонии, к высшим радостям бытия, к тому, чтобы нравственно и духовно расти на протяжении всей своей жизни.

   Известный педагог Януш Корчак говорил, прощаясь со своими воспитанниками: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый  из вас должен найти его в себе, мы не даем вам Родины, ибо ее должен обрести трудом своего сердца и ума».  Я искренне считаю, что именно музейная педагогика помогает человеку трудиться умом и сердцем, а значит, помогает обрести свою единственную Родину.



Источник: http://Материалы муниципальной научно-практической конференции Бобров 25 января 2013. с 113.
Категория: Мои статьи | Добавил: mrvlad2014 (16.11.2017)
Просмотров: 265 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 bitug66 • 15:31, 24.11.2017
Музейная работа сама по себе интересна, потому что дает возможность воочию соприкоснуться с историей через артефакты, оставшиеся от ушедших поколений. Желаю вам дальнейших успехов  на этот поприще.
avatar
0
2 Ольга • 19:34, 24.11.2017
Интересная работа.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта